С чего вдруг Занзибар? Пожалуй, этим вопросом задавались даже некоторые туристы, сидящие на борту первого в истории прямого рейса Москва — Занзибар. Pegas Touristik удивил многих в начале сезона, открыв прямую программу на танзанийский остров в Индийском океане. Profi.Travel отправился на первом самолеле на остров, о котором в этом году было столько разговоров, чтобы на месте разобраться, что представляет из себя занзибарский продукт.
Первый прямой рейс из России
Российские туристы бывали на Занзибаре и раньше, пользуясь регулярными рейсами со стыковками в Персидском заливе, но массовым это направление не было даже в «тучные» годы. Тем не менее, и первый борт Boeing-767 Pegas Fly, и прилетевший следом новенький Boeing-777-200 авиакомпании NordWind оказались заполнены с аншлагом.
Сейчас рейсы на Занзибар выполняются преимущественно на новых Boeing-777-200 и Boeing-777-300. На обоих бортах установлены более широкие кресла и довольно комфортное расстояние между рядами даже в экономическом классе, так что человек среднего роста перенес длительный перелет без каких-либо трудностей. Бизнес-класс позволяет раскладывать кресла практически в горизонтальное положение.
Полет длится чуть менее 9 часов, и полетное расписание еще находится в процессе оптимизации, однако на данный момент большинство рейсов являются ночными. Если учесть, что Занзибар находится в одном часовом поясе с Москвой, то можно сказать, что перелет сделали максимально комфортным, при этом дни на отдыхе не «теряются».
Пляжный отдых на 90%
Занзибар — это архипелаг из примерно 50 островов, но основная туристическая инфраструктура, расположена на самом крупном из них, который — вот совпадение — тоже называется Занзибар.
По большей части это классический пляжный отдых с небольшими добавками активного отдыха и экскурсий. Побережье делится на несколько крупных пляжных регионов, такие как Кивенгва и на востоке, Кендва и Нунгви на севере, Дикони и Пингве на юго-востоке острова, Кизимкази на юге и т.д.
Несмотря на «экваториальное» положение, сезонный фактор здесь присутствует. В середине марта начинается сезон дождей, который длится до мая. Кроме того, есть и «малый» сезон дождей в октябре. Море при этом становится не очень комфортным для купания из-за довольно мутной воды.
Пляжный отдых на Занзибаре имеет еще один важный нюанс — это очень большие колебания уровня воды между приливами и отливами. Море может отступать от нескольких десятков метров до километра, и идти до него придется по вязкой смеси из песка, ила и водорослей. Поэтому с каким бы презрением ваши туристы не относились к бассейнам, убедитесь, что в отеле будет хотя бы один. В противном случае, половину дня вашим клиентам просто негде будет купаться.
Меньше всего вода отступает в Кендве, при самом сильном отливе море уходит метров на тридцать, однако здесь довольно глубокий вход в воду.
На всех остальных пляжах вход в воду очень плавный, но нужно обращать внимание на прибрежный рельеф. Например, в отдельных отелях Кендвы и Кивенгвы берег обрывистый, и к пляжу (а во время сильного прилива — прямо в воду) нужно спускаться по лестницам.
Сравнительно небольшие отливы на юге острова — в районе Мкунгуни.
Самый большой отлив был зафиксирован нами в районе Дикони на востоке острова. Здесь море было едва заметно на горизонте, и прогулка до него заняла бы не менее 15-20 минут.
В остальном пребывание на занзибарских пляжах — достаточно приятное занятие. Песок везде белый, хотя даже в рамках одного пляжа он может отличаться по происхождению, составу и зернистости. Довольно много кораллового песка в Кендве. В Нунгви и Кивенгве он по консистенции напоминает муку.
Еще одна особенность занзибарских пляжей — это общая береговая линия. Границ между отельными территориями нет, пляжи имею протяженность до нескольких километров, и это отличное место для неспешных прогулок.
Про отельную базу Занзибара будет отдельный материал, но этот сегмент индустрии гостеприимства развивается очень активно. Местные власти разумно рассудили, что лучше дать «зеленый свет» многочисленным зарубежным инвесторам, и в результате отельная база острова за несколько лет значительно обогатилась самыми разнообразными предложениями: от довольно бюджетных гестхаусов до крупных отелей Luxury.
«Звездная» классификация здесь достаточно условная, особенно в сегментах 3 и 4 звезды. Ни одна из увиденных «пятерок» вопросов не вызвала.
Даже многие из «трехзвездных» отелей предоставляют достаточно хороший уровень сервиса, и отличия между ними сводятся, как правило, к уровню анимации и разнообразию питания.
Кроме того, подавляющее большинство отелей располагается на первой береговой линии. Исключения если и есть, то они единичные.
Въезд и таможенные правила Занзибара
Как уже было сказано, Занзибар — достаточно молодое туристическое направление. По большому счету, туристическим потенциалом острова (давайте остановимся на том, что речь идет не обо всем архипелаге) начали заниматься лишь около восьми лет назад. И поэтому «точек роста» здесь предостаточно.
Первая такая «точка роста» встречает вас буквально у трапа самолета — Международный аэропорт Занзибара.
Конечно, первый прямой борт из России стал здесь событием национального масштаба. Самолет поливали из пожарного брандспойта — знак особого уважения, — весь персонал выстроился у трапа с национальными песнями, подъехало телевидение и даже целый министр туризма Занзибара в ярком галстуке. Радость и ликование закончились на этом галстуке.
Сразу после начинались африканская неспешность и склонность к излишним ритуалам, которые раскрылись полностью на стадии оформления виз. Казалось бы, что сложного: паспорт, 50$, штамп, улыбка таможенника, хватаем чемоданы и бегом спасаться в автобус с кондиционером. Но пока это не про Занзибар.
Сначала вам придется заполнить два бланка миграционных документов — предупреждаем сразу, со столами и ручками здесь напряженка. Затем нужно отстоять первую очередь, чтобы уплатить пошлину в те самые 50$ — к оплате принимаются банковские карты, но терминалы работают не всегда. Затем вторая очередь — сдать миграционные документы и отпечатки всех десяти (!) пальцев. И после этого — третья очередь, чтобы собственно получить паспорт с визой.
Несложно догадаться, что прилет борта на триста с лишним кресел парализовал эту схему часа на два. Все 300 человек при этом толпились в зале на 200 квадратных метров, где нет кондиционеров, негде присесть, а многие были в теплой одежде, так как летели из осенней Москвы. И в качестве «вишенки на торте» — отсутствие priority pass для пассажиров бизнес-класса: стояли вместе со всеми.
Собственно, это не первый раз, когда усилия туристического рынка натыкаются на бюрократические подводные камни, так что остается надеяться, что в скором времени ситуация придет в норму. По крайней мере, уже в аэропорту некоторые соотечественники не стеснялись подходить к Министру туризма, который давал оптимистичные интервью перед телекамерами, одергивали его и на приличном английском интересовались, что за бардак здесь творится. Таможня после этого, кстати, заметно ускорилась.
Пару слов о правилах ввоза, и начнем с самого важного. В Интернете есть информация, что на Занзибар можно ввозить не более 1 л алкогольных напитков на человека. Возможно, таможня в аэропорту Занзибара и следит за этим, но нельзя сказать, чтобы строго. По крайней мере, многие из туристов без каких-либо затруднений проходили с 3-4 литрами «крепкого».
Других «нестандартных» ограничений на Занзибаре и в Танзании в целом нет. Песок с пляжей на память увозить можно, фрукты и поделки из эбенового дерева — сколько в чемодан поместится.
Экскурсии на Занзибаре
Экскурсионная программа на Занзибаре пока не отличается богатством предложений, хотя здесь явно есть, куда развиваться. Среди наиболее популярных — многочисленные морские прогулки по близлежащим островам.
Blue Safari — это морская прогулка по трем островам с включенным обедом. Купаться здесь вполне безопасно и интересно, так как в районе Занзибара есть несколько коралловых рифов. По размерам и живописности они вряд ли смогут соперничать с египетскими, но удовольствие вы точно получите.
Еще одна достойная экскурсия — морская прогулка на Тюремный остров. Когда-то давно здесь действительно была тюрьма, но сейчас остров полон огромных морских черепах. К людям они привычны, ведут себя спокойно и вообще на редкость обаятельны. Детям здесь очень понравится. Заботливые смотрители на панцире некоторых черепах написали краской их возраст. Цифры порой впечатляют: например, самому старшему самцу в заповеднике 210 лет, а его "подруге" - чуть около 190. Обе экскурсии стоят около $80 за одного взрослого.
Экскурсия в Стоунтаун — практически обязательная часть программы. И если прогноз погоды обещает пасмурный день, то для посещения столицы острова он подойдет как нельзя лучше. Во-первых, это лучшая возможность прикупить сувениров. В местных лавках лучшие цены, а продавцы вполне охотно торгуются. По личному опыту, цену можно «ополовинить» в течение очень непродолжительной беседы.
Во-вторых, в Стоунтауне сохранилось какое-то старинное обаяние колониальной столицы: узкие улицы, причудливая смесь архитектурных стилей, знаменитые занзибарские резные двери, очень приветливое местное население — заблудиться здесь на пару часов определенно стоит. Обязательные к просмотру места: Форт Стоунтауна, Музей рабства и Католический костел.
И пару слов, о сувенирах. Самые популярные — многочисленные поделки из эбенового дерева. Ножи, посуда, статуэтки, предметы интерьера — все это продается буквально повсеместно и стоит в пределах 20 долларов.
Вторые по популярности — картинки с африканскими мотивами. Стоят они от $5 за штуку, причем можно спокойно покупать даже очень крупные полотна: их просто снимают с подрамников и упаковывают вам в свернутом виде.
Во многих лавках предлагают наборы специй, но это стандартные сувенирные наборы, которые продаются в любой другой стране.
Помимо отельных гидов экскурсии активно предлагают торговцы на пляжах и немногочисленные уличные агентства. Цены, понятное дело, ниже, но если в Турции или Греции их услугами пользоваться вполне безопасно, то на Занзибаре ситуация несколько иная. Прежде всего, уже упомянутые языковые проблемы. Найти здесь русскоговорящего гида в принципе непростая задача, а для уличного агентства — вообще непосильная. Плюс — довольно щекотливые вопросы безопасности. Здесь полно историй про то, как группа, отправившаяся на морскую прогулку, не находила в лодке половины своих вещей. Верить им или нет — решать вам.
И главный танзанийский must — это настоящее африканское сафари. Экскурсия это не дешевая, и лучше ее заказывать в агентстве при бронировании всего тура, так как принимающей компании нужно будет забронировать внутренний перелет.
Экскурсия с одной ночевкой стоит $750, и включает перелет из Занзибара в Дер-эс-Салам, трансфер на джипе и экскурсию продолжительностью около семи часов с ланчем. В заповеднике водятся слоны, бегемоты, крокодилы, жирафы, зебры, несколько видов антилоп, львы, гиены и еще много кого. К сожалению, нет гарантии, что за пять часов вы увидите всех представителей из этого списка, в частности, слоны и бизоны здесь встречаются не часто.
Также есть варианты экскурсии с двумя ночевками с размещением в гостинице Seleous KingaLodge. По опыту, экскурсия с одной ночевкой — оптимальный вариант, так как позволяет помимо сафари на джипах включить еще и водное сафари по реке Руфиджи. Программа сафари на две ночи точно такая же, просто вы проводите еще одну ночь в отеле.
При бронировании экскурсии важно уточнить два момента: как будет осуществляться трансфер до отеля и что входит в программу. Сюрпризы здесь возможны. Например, паре соотечественников, отправившихся с нами на сафари, оплатили только билеты из Занзибара в Дэр-эс-Салам, после чего их пересадили в джипы и четыре часа везли по жаркой саванне без кондиционера. Остальная часть группы за сорок минут долетела до того же места на самолете. При этом, оплатив экскурсию с двумя ночевками, они выяснили, что водное сафари в программе не значится. Стоимость сафари для них составляла около $1000 на человека. Поэтому критично важно обо всем договориться «на берегу»
Безусловный плюс Занзибара — комфортный перелет с отсутствием джет-лага, богатый выбор отелей и очень качественный пляжный отдых. Словом, идеальный вариант на случай «все задрало». Цена при этом сопоставима с Карибским направлением.
Из минусов — уже упоминавшаяся система въезда и международный аэропорт Занзибара, требующий серьезного обновления.
А еще — фактическое отсутствие инфраструктуры за пределами отелей. Каким бы фешенебельным и прекрасным не было место вашего пребывания, к нему, скорее всего, будет вести совершенно разбитая грунтовка, а за его пределами начинается самая классическая Африка.
Словом, и туроператоры и отельеры свою часть работы на Занзибаре делают на «отлично». Осталось местным властям более активно включиться в процесс.
https://profi.travel/articles/31460/details?utm_source=daily&utm_medium=email&utm_campaign=daily_131117